Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

ФАС России разъяснила нормы закона о едином порядке продления договоров аренды госимущества
22 января 2019 г.

МРСК Сибири не смогла оспорить в суде штраф за нарушение сроков техприсоединения
22 января 2019 г.

Минприроды Республики Коми выдано предупреждение
22 января 2019 г.

Еврокомиссия оштрафовала Mastercard на 570 млн евро за препятствование доступу продавцов к трансграничным платежным услугам
22 января 2019 г.

все новости
 Самое читаемое

- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
15893
- Правовое регулирование использования product placement в России
8169
- Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
11130
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
14096
- XIV деловой форум «Юридический форум России». Сессия «Антимонопольное регулирование 2018»
5193
- Что такое антимонопольный комплаенс?
12249
 Обзоры




Главная /  Новости /  Андрей Цариковский: мы должны изменить тактику...
Андрей Цариковский: мы должны изменить тактику нашей борьбы с картелями, иначе мы безнадежно отстанем

Новые виды антиконкурентных соглашений, заключаемых без присутствия людей, автономная деятельность роботов по координации цен и «самообучение» машин, цель которых – максимизация прибыли, стали современной реальностью. Все это требует модернизации контроля со стороны антимонопольного органа. Эти вопросы обсудили участники дискуссионной сессии «Цифровая экономика и картели», которая прошла 17 мая 2018 г. в рамках VIII Петербургского международного юридического форума.

Модератор сессии – статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский в начале дискуссии рассказал, что, «попав в условия цифровой экономики, картели проявили себя крайне агрессивно развивающимися образованиями, и через некоторое время мы столкнулись с полным засильем картелей на торгах».

«Цифровая революция изменила и общественное устройство, и экономический уклад. Конкуренция начинает определяться не продуктами, а платформами, ключевым стратегическим активом становятся данные, а границы отрасли размываются. В этих реалиях мы столкнулись с необходимостью ухода от классических доказательств при принятии решений. Компаниям также совсем по-другому нужно будет строить свою защиту, а судам иначе рассматривать представленные доказательства», – отметил замглавы ФАС России.

Он также подчеркнул наличие сложностей в определении участника «цифрового правонарушения». «Кому служба должна предъявить обвинения при нарушении законодательства цифровым инструментом? Автору платформы, ее владельцу, участнику P2P сделки?», – задал вопрос модератор сессии.

Еще одной проблемой антимонопольного регулирования в цифровую эпоху Андрей Цариковский назвал не поспевающее за технологическими и общественными изменениями нормотворчество.

«Сейчас, когда продолжаются цифровые изменения в экономике, а работа антимонопольных органов выходит на новый уровень, мы должны изменить тактику нашей борьбы с картелями, иначе мы безнадежно отстанем», – подытожил свое вступление замруководителя антимонопольной службы.

В арсенале ФАС России уже есть ряд цифровых инструментов для оперативного обнаружения и пресечения нарушений. Опытом ведомства по борьбе с негативными практиками в цифровой экономике поделился начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

Он рассказал о нарушениях с использованием ценовых алгоритмов, среди которых установление цен и контроль за ними, сбор и анализ информации о стоимости, контроль за ценообразованием конкурентов и склонение к соблюдению рекомендованных цен.

Также он рассказал о цифровых сговорах на торгах, реализуемых при помощи роботов.

«Само по себе использование аукционных роботов не является нарушением, однако некоторые с их помощью организуют картельные сговоры. ФАС выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства более чем на 2000 электронных аукционах, прошедших с использованием ботов, – отметил начальник Управления по борьбе с картелями. – Аукционные роботы оставляют даже больше следов, чем человек. По нашим наблюдениям, сегодня такие программы используются для реализации различных картельные схем на торгах.

«ФАС России разработала и внедрила многопараметрическую систему мониторинга и выявления торгов на предмет признаков сговора. Доля выявленных проактивным методом картелей на закупках составила 80–85%», – заявил он, и добавил, что уже начала складываться судебная практика, по которой для признания картеля необязательно наличие прямых, а достаточно необходимой совокупности косвенных доказательств, свидетельствующих о тайном антиконкурентном соглашении на торгах.

В качестве мер, необходимых для решения проблем цифровых нарушений Андрей Тенишев предложил привести в соответствие с современными реалиями понятие антиконкурентного соглашения, установить антимонопольные требования к компьютерным программам и ценовым алгоритмам, ввести принцип экстратерриториальности административных правонарушений и ужесточить ответственность за сговоры, реализуемые с использованием ценовых алгоритмов.

В дискуссии также приняли участие эксперты, юристы и представители конкурентных ведомств мира: профессор Университетского колледжа Лондона Янис Лианос, ведущий советник по правовым вопросам секретариата ООН Пьер Орна, сотрудник Государственной администрации по регулированию рынка КНР Синь Ван, доцент кафедры коммерческого права СПбГУ Дмитрий Петров и др. Все они единогласно выступили за необходимость модернизации регулирования контроля в наступившую цифровую эпоху.

ФАС России

Об итогах других мероприятий в рамках VIII Петербургского международного юридического форума читайте здесь:



18 мая 2018 г.


 

№ 5, 2018 (сентябрь-октябрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?