Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

ФАС России представила методику предельного ценообразования в сфере связи
19 октября 2018 г.

Кассация поддержала УФАС в деле о сговоре участников торгов по ремонту дорог
19 октября 2018 г.

ЕЭК опубликовала «белую книгу» конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС
19 октября 2018 г.

Анонс: 22–23 октября на «Евразийской неделе» обсудят проблемы антимонопольного регулирования и вопросы конкуренции в ЕАЭС
19 октября 2018 г.

все новости
 Самое читаемое

- Как уменьшить количество «красных карточек». Защита интеллектуальных прав FIFA
84
- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
15430
- Диджитал-доминирование
153
- Дуэт законов
720
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
12339
- XIV деловой форум «Юридический форум России». Сессия «Антимонопольное регулирование 2018»
3477
 Обзоры

 Анонcы

Антимонопольное регулирование в России
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в X конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 26 октября 2018 г. в Москве и 1–3 ноября 2018 г. в Брюсселе.
Полный текст
IV Compliance Case Forum
25–26 октября 2018 г. в Москве пройдет IV Compliance Case Forum – бизнес-событие для комплаенс-офицеров российских и международных компаний. Организатор мероприятия – компания BSF.
Полный текст
Управление юридическими рисками: статус 2018
Компания «Диалог Менеджмент Партнерс» приглашает принять участие в 4-й практической конференции «Управление юридическими рисками: статус 2018», которая состоится в Москве 8–9 ноября 2018 г.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Пульс антимонопольного правоприменения – 2014:...
Пульс антимонопольного правоприменения – 2014: так ли уж отличается центральный аппарат?


Опубликованные в начале прошлого года статистические показатели[1], основанные на данных 2012 и 2013 гг., прояснили картину российского антимонопольного правоприменения: необычайно активное по мировым меркам антимонопольное ведомство, преобладание дел в отношении относительно небольших компаний и низкие стандарты доказывания. Эти факты обсуждались общественностью[2] и экспертами[3], органы власти начали искать способы, как повысить качество расследования нарушений законодательства о конкуренции[4]. Но привело ли это к изменениям в правоприменении?

Сведения за 2014 г. показывают, что существенных перемен не произошло. Количество рассмотренных дел, частота отмены решений и постановлений антимонопольного органа и дел с эмпирическим анализом рынка (т.е. с опросом, анкетированием или тестом гипотетического монополиста), а также процент дел в отношение компаний с оборотом менее 1 млрд руб демонстрируют постоянство. Снижение же процента дел, по которым суд пришел к выводу о малозначительности нарушения, «компенсируется» уменьшением процента дел, касающихся крупнейших компаний страны и обычно считающихся приоритетными в работе антимонопольной службы.

Вновь собранные данные позволяют также обсуждать особенности дел центрального аппарата (далее – ЦА) ФАС России. Многие юристы-практики возлагают на него особые надежды, полагая, что, если наделить тот или иной созданный на базе ЦА коллегиальный орган функцией внутриведомственного обжалования решений, это позволит исправить допущенные на местах ошибки.

Статистика показывает, что практика ФАС России действительно отличается от практики территориальных управлений (далее также – ТУ). Среди дел ЦА преобладают относительно более сложные, а именно по ст. 11 (80% против 15% в делах ТУ). Дела ЦА связаны с существенно более высоким средним штрафом (59 млн против 5 млн руб.) и рассматриваются судами намного дольше (в среднем 260 дней от подачи заявлений до решения первой инстанции против 160 дней). Среди этих дел нет ни одного, которое суд первой инстанции признал бы малозначимым.

В конечном счете это приводит к определенным отличиям в основных показателях мониторинга. Так, гораздо чаще отменяются в судах решения ЦА, чем территориальных управлений, что неудивительно. Типичные обвинения со стороны ТУ: «необоснованно ограничили подачи электричества», «взяли плату за опломбировку счетчика», «невовремя починили бойлер», «подавали в дома воду заниженной температуры» – более просты в доказывании, чем дела о разделе рынка или манипулировании ценой электричества на оптовом рынке.

Теми же структурными особенностями можно объяснить не отличающийся от среднего показатель дел в отношении крупнейших компаний и повышенный процент дел против компаний с оборотом менее 1 млрд руб.: участниками дел по ст. 11 могут быть не только доминирующие компании, что снижает значение их оборота.

Однако особая сложность не влечет повышенного стандарта доказывания, по крайней мере в экономической части расследований. Эмпирический анализ рынка проводится лишь несколько чаще, чем в делах территориальных управлений (2,5% против 1,1%), а частота упоминаний той или иной статистики не отличается от средней по всем делам – 1%. Это заставляет усомниться в том, что ключ к совершенствованию правоприменения – в переносе рассмотрения дел из регионов в Москву.

 

Показатель мониторинга «Pulse»

2012 г.

2013 г.

2014 г.

(все дела)

2014 г.

(дела ЦА)

Количество рассмотренных дел

1905

1539

1448

81

Дела, по которым удовлетворены требования, %

45

42

44

70

Дела с эмпирическим анализом рынка, %

1

1

1

2

Дела в отношении 100 крупнейших компаний, %

12

11

6

5

Дела в отношении малого и среднего бизнеса, %

39

37

35

45

Малозначимые дела, %

7

8

3

0

Дела-«сироты», %

4

5

8

9

 



Вадим Новиков,

антимонопольный экономист, ст.н.с. РАНХиГС при Президенте РФ, член

Экспертного совета при Правительстве РФ

 



[1] Новиков В. Пульс антимонопольного правоприменения – 2014 // Конкуренция и право. 2014. № 1.

[2] См., например: выпуск передачи «Познер» от 22 декабря 2014 г. (http://pozneronline.ru/2014/12/9952/4/).

[3] См., например: Мосунова Н. Реформа антимонопольных органов: опыт Бразилии // Конкуренция и право. 2014. № 3.

[4] См.: сообщения о разработке Минэкономразвития России Концепции первоочередных мер социально-экономического развития (Титов С., Товкайло М. Минэкономразвития предлагает реформировать ФАС // Ведомости. 23.01.2014), Доклад-2014 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (http://doklad.ombudsmanbiz.ru/); Перечень поручений Председателя Правительства РФ по итогам встречи Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу развития бизнес-климата и конкуренции в Российской Федерации 23 июня 2014 года (http://open.gov.ru/upload/iblock/f93/f93e2fafb20c5d951e8d33a87d9a307c.pdf); План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р.).


19 февраля 2015 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







Вход для пользователей
Зарегистрироваться

 

№ 4, 2018 (июль-август)

 Опрос

Применение какого закона, на Ваш взгляд, чаще вызывает споры на практике и сопряжено с наибольшими антимонопольными рисками для бизнеса?