Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России рассказала о планах по реформированию гособоронзаказа
15 июня 2019 г.

Федеральное казначейство планирует организовать закупки из Каталога товаров, работ, услуг в 2020–2022 гг.
14 июня 2019 г.

Торговые сети и поставщики представят Минпромторгу России предложения по решению проблем отрасли
14 июня 2019 г.

Артем Лобов рассказал о новых правилах закупок у субъектов МСП
14 июня 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17311
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12569
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11084
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17108
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 14731
 Обзоры

 Анонcы

«Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ»
27–28 июня 2019 г. в Москве состоится 6-я ежегодная конференция «Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ», организованная компанией Dialog Management Partners.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Аргус: точка в споре не поставлена
Аргус: точка в споре не поставлена


Окончательная точка в споре пока не поставлена: компания «Аргус-Спектр» подала надзорную жалобу на решение ВАС РФ. Основания жалобы мне пока неизвестны, но догадываюсь, что речь пойдет об уклонении Суда от рассмотрения доводов о содержательном несоответствии Рекомендаций Закону о защите конкуренции. Впрочем, шанс на удовлетворение жалобы очень невелик: ведь и раньше не более 2% жалоб достигали Президиума ВАС РФ, а в новом ВС РФ горлышко станет еще уже. К тому же мало добиться передачи дела в надзор – нужно еще, чтобы жалоба была удовлетворена. 

Тот факт, что Суд признал Рекомендации недействующими по формальным основаниям (антимонопольная служба, по его мнению, не имела полномочий дополнять закон) и не стал исследовать вопрос об их содержании, был вполне ожидаемым. В недавно принятом Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 58 об оспаривании нормативных актов говорится: «Если арбитражный суд придет к выводу, что оспариваемый акт принят органом (должностным лицом) с нарушением полномочий на издание таких актов, он вправе принять решение о признании акта недействующим без исследования иных обстоятельств по делу, в том числе без проверки содержания оспариваемого акта». Коллегия судей ВАС РФ именно так и поступила. Другое дело, что ей следовало бы в тексте своего решения сослаться на эту позицию Президиума. Можно также поднять вопрос о том, не должна ли была коллегия мотивировать свой отказ от проверки содержания оспариваемого акта – ведь в постановлении Пленума сказано, что суд вправе воздержаться от проверки, но не обязан. Однако в нашей традиции суды всегда могут мотивировать подобный отказ различными общими рассуждениями (о соответствии целям эффективного правосудия и т.п.), так что по большому счету формальная мотивировка ничего не прояснила бы. 

Что же получается в итоге? Я вижу три последствия принятого решения:

- во-первых, отныне ФАС России придется выводить право на внезапные проверки без возбуждения дела непосредственно из Закона о защите конкуренции, что далеко не так просто: при внимательном чтении ст. 39 Закона становится ясно, что законодатель не собирался давать антимонопольной службе такое право;

- во-вторых, саму процедуру их проведения придется как бы брать «из воздуха», потому что право ее устанавливать и тем самым дополнять законодательное регулирование, как выясняется, у ФАС России отсутствует, и потому просто переиздать Рекомендации, зарегистрировав их в Минюсте России, она не может; все это делает позицию антимонопольщиков чрезвычайно шаткой;

- в-третьих, права пострадавших от «рейдов на рассвете», проводившихся на основании Рекомендаций, должны быть восстановлены: необходимость такого восстановления вытекает как из самой логики арбитражно-процессуального закона, так и из правовой  позиции Суда, выраженной, в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № 6171/10. 

Все это представляется весьма положительным результатом.


Александр Верещагин,

доктор права (Великобритания), магистр европейского коммерческого права, генеральный директор ООО «Институт прецедента»


07 июля 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?