Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Законопроект об увеличении срока планирования закупок у малого и среднего бизнеса принят в первом чтении
17 июля 2019 г.

Апелляция поддержала решение ФАС России о рекламе «Фонбет»
17 июля 2019 г.

ЕЭК впервые применила процедуру предварительного урегулирования спора в деле по признакам недобросовестной конкуренции
17 июля 2019 г.

В Москве обнаружен сговор на торгах по поставке моющих средств
17 июля 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17444
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12735
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11610
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17577
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15051
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Антимонопольный пакет необходимо дополнить...
Антимонопольный пакет необходимо дополнить пунктами, направленными на выполнение поручения Правительства и рекомендаций ОЭСР


Именно средний бизнес («Деловая Россия», НАИЗ и др.) был самым последовательным оппонентом четвертого антимонопольного пакета. Привыкший видеть и рассчитывающий на ФАС как на естественного союзника, в последние 4−5 лет средний бизнес с удивлением обнаружил, что он, наряду с малым, стал главным объектом для антимонопольного преследования.

Из 10 тыс. ежегодно возбуждаемых ФАС России антимонопольных дел 5 тыс. приходится на органы власти (преимущественно муниципалитеты), 5 тыс. − на бизнес, преимущественно (до 80%) − малый и средний. И будучи более гибким и креативным, в еще большей степени средний бизнес стал объектом антикартельных дел, причем под картелем, к сожалению, все чаще понималась обычная деловая практика и соглашения, никак конкуренции не угрожающие.

Четвертый антимонопольный пакет грозил еще большими проблемами для среднего бизнеса, особенно инновационного – ФАС хотела отменить иммунитеты от антимонопольного преследования для обладателей правами на интеллектуальную собственность, что делало бы любого изобретателя монополистом и нарушителем, вводилось регулирование торговых практик – а по сути избирательное регулирование ФАС коммерческой деятельности бизнеса, еще более размывалось понятие картеля.

Поэтому «заворот» четвертого антимонопольного пакета стал несомненной победой среднего бизнеса, которая не была бы возможной, если бы ему не удалось консолидировать позиции с крупным бизнесом, экспертным сообществом, Минэкономразвития, депутатами Государственной Думы, Общественной палатой. Именно средний бизнес стал основным бенефициаром последовавших за этой победой изменений – вместо четвертого антимонопольного пакета Госдума приняла закон об отмене уведомлений (ст. 30 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ) – т.е. антимонопольного контроля за слияниями среднего бизнеса.

В пятом антимонопольном пакете, размещенном для оценки регулирующего воздействия 25 декабря 2012 г., ФАС России отказалась от идеи регулировать торговые практики и от функции ведения реестра компаний, имеющих долю на рынке свыше 35% (почти 2/3 этого Реестра – опять же МСП). Однако пока эти изменения означают, что средний бизнес будут меньше преследовать.

Хотелось бы, чтобы как в развитых странах, антимонопольная политика среднему бизнесу помогла, а не мешала. Для этого необходимо:

1. Дополнить пятый антимонопольный пакет пунктами, направленными на выполнение поручения Правительства ДМ-П13-4698 от 4 июля 2013 г. и рекомендаций ОЭСР, которые ФАС пока почти полностью игнорирует, в том числе:

• ввести общепринятые в мире «иммунитеты» (де минимусы) от антимонопольного преследования для малого и среднего бизнеса и компаний с небольшими долями рынка;

• отменить возможность возбуждения дел по злоупотреблению доминирующим положением в виде ущемления интересов отдельных юридических лиц − ФАС должна защищать конкуренцию, а не отдельных конкурентов;

• законодательно закрепить необходимость экономического анализа в каждом решении ФАС и его обязательной публикации. Сейчас анализ присутствует лишь в 2% решений, а размещаются на сайте 5% решений ФАС;

• отказаться от предварительного контроля за сделками экономической концентрации, не ограничивающими конкуренцию (приобретение активов свыше 1 млрд руб., все без исключения сделки внутри группы лиц и т.д.);

• дать в ст. 4 Закона № 135-ФЗ четкие и недвусмысленные понятия «картель» и «горизонтальные соглашения».

2. Исключить из пятого антимонопольного пакета новации, не имеющие отношения к «дорожной карте», рекомендациям ОЭСР и поручению Правительства ДМ-П13-4698 от 4 июля 2013 г., в том числе:

• не отменять «иммунитеты» от антимонопольного преследования для интеллектуальной собственности;

• не распространять на компании-доминанты регулирование естественных монополий в виде установления для них правил недискриминационного доступа;

• не вводить контроль за соглашениями о совместной деятельности аналогично контролю слияний;

• не лишать возможности получения государственных преференций (субсидий) мультипродуктовые компании.

Алексей Ульянов,

директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок


20 января 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?