О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Тамбовское УФАС России проверит цены на керосин в аэропорту Тамбова
20 августа 2019 г.

Минфин России предлагает использовать механизм спецсчетов при торгах госимуществом
20 августа 2019 г.

ВС РФ разъяснил, когда ретейлер может взыскать с поставщика в качестве убытков полученный штраф
20 августа 2019 г.

Центр информационных технологий Росгвардии подвергся двум картельным атакам
20 августа 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17613
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12916
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 12381
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 18456
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15323
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст
Евразийский форум по картелям
16 сентября 2019 г. в Москве пройдет Евразийский форум по картелям. Организаторы мероприятия – информационно-просветительский ресурс LF Академия и НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» при поддержке ФАС России и Петербургского международного юридического форума.
Полный текст
XI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России»
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в XI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 25 октября 2019 г. в Москве и 27–28 октября 2019 г. в Брюсселе.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Антикоррупционные меры и конкуренция
Антикоррупционные меры и конкуренция


Трудно спорить с тем, что коррупция – один из ключевых факторов, ограничивающих развитие конкуренции. Коррупционные схемы и, как следствие, особые незаконные условия и преимущества для отдельных участников рынка отрицательно влияют на конкурентный климат. В чем секрет успешной антикоррупционной борьбы и какую роль играет в этом бизнес-сообщество, рассказывает руководитель аппарата Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Иван Николаевич Соловьев. 

В России, как свидетельствуют международные рейтинги, по-прежнему высокий уровень коррупции. Как Вы оцениваете законодательную базу по сдерживанию коррупционных злоупотреблений?

– Согласно рейтингу коррупционности Transparency International, в 2012 г. Россия заняла 133 место из 176 возможных. Более чем скромные международные оценки наша страна получила в то время, когда сильно активизировалось противодействие коррупции по многим направлениям, в том числе законодательном.

В законодательном освоении требований антикоррупционных конвенций Россия не уступает зарубежным государствам. Почти все международные обязательства нашей страны в этой области исполнены. Это говорит о том, что правовая основа для борьбы с коррупцией сформирована и вполне достаточна. Последний пакет законов по контролю за расходами чиновников и запрету зарубежных счетов и денежных инструментов фактически замкнул круг. 

Иван Николаевич, какова, на Ваш взгляд, роль бизнеса в противодействии коррупции и оздоровлении конкурентного климата?

– Предпринимательскую среду нельзя назвать свободной от коррупции. Но там она носит более скрытый характер. Как правило, сор из корпоративной избы не выносится, коррупционеров просто увольняют. Большее, что может им грозить, – испорченная репутация и трудности с дальнейшим трудоустройством. Лихие 90-е, когда менеджерам за откаты и взятки ломали пальцы, прошли.

Очевидно, что коррупция прямо влияет на развитие бизнеса и конкурентный климат. Те, кто использует коррупционные схемы, бесспорно, получают незаконные конкурентные преимущества. Государственные заказы, выгодные подряды, выигранные тендеры активизируют предпринимательскую деятельность, ведут к созданию новых рабочих мест, увеличению оборота, позволяют установить более приемлемую цену на свои товары или услуги, получить бóльшую прибыль, в конце концов. Нечестным путем получают преимущество в конкурентной борьбе и те, кто, применяя различные схемы, уклоняется от уплаты налогов, обналичивает денежные средства, использует в своей работе фирмы-«однодневки».

Важно, что сегодня сам бизнес заговорил о коррупции как серьезной помехе. Появляются инициативы по противодействию этому явлению именно во внутрикорпоративной среде. 

Какие инициативы можно отметить?

– В декабре прошлого года в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» была введена ст. 13.3. В соответствии с этой нормой с 1 января 2013 г. организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Намечено, как это может быть реализовано на практике. Если организация не находится в стороне от противодействия как внутренней, так и внешней коррупции, то ее шансы сохранить себя в правовом поле, преуспеть в реализации проектов и занять более высокую строчку в конкурентном рейтинге существенно возрастают.

Кроме того, предлагается внести в Трудовой кодекс РФ нормы об установлении дополнительных оснований для увольнения работника в связи с фактами коммерческого подкупа. Изучается вопрос о конфискации преступно нажитого имущества у компаний, которые субсидируют коррупцию. В прошлом году была подписана Антикоррупционная хартия российского бизнеса, принята ее «дорожная карта». Как предполагается, предприниматели будут придерживаться определенных правил ведения бизнеса, в частности внедрять в корпоративную политику антикоррупционные программы, отказываться от незаконного получения преимуществ, участвовать в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции.

Иными словами, бизнес постепенно берет ответственность на себя, для начала в сфере мониторинга соблюдения антикоррупционного законодательства в своей среде. Это важно и заслуживает всяческой поддержки. 

Могут ли компании позаимствовать что-то из опыта антикоррупционной борьбы государственных структур?

– Думаю, бизнес может много полезного почерпнуть из той работы, которая проводится в органах государственной власти в целях противодействия коррупции. Понятно, что бездумное инкорпорирование некоторых антикоррупционных мер во внутрикорпоративную среду излишне. Но изучить опыт предупреждения коррупции было бы нелишним. Например, целесообразно будет организовать семинары и тренинги, на которых сотрудники компаний смогут узнать о правовых и практических аспектах противодействия коррупции.

Я нарисовал лишь некоторые штрихи в общей картине противодействия коррупции в предпринимательской среде. Станет ли она радовать глаз в ближайшем будущем, зависит от бизнес-сообщества в целом и от каждого его участника в отдельности. Однако постепенное очищение бизнеса от коррупционных проявлений приведет к тому, что правоотношения в сфере конкуренции станут более законными и справедливыми. 

Что может дать отпор коррупции? Есть ли противоядие от этого недуга?

– Наверное, всем известно, что секрет успешного противодействия коррупции один: необходимо выбить финансовые основы нечестного поведения. Коррупционное поведение должно быть невыгодным, возможные потери от разоблачения должны перевешивать планируемое противоправное преимущество, а неотвратимость наказания – обеспечивать эффективную профилактику этой болезни.

 

Интервью подготовила

Оксана Бодрягина,

журнал «Конкуренция и право»


Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2013 г. 

Оформить подписку:

- на сайте

- по телефону +7 (495) 649 1806 

- по электронной почте podpiska@cljournal.ru 


07 ноября 2013 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 3, 2019 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?