Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

Апелляция поддержала ФАС России в споре с Минобрнауки России по закупке стоимостью 9,2 млн руб.
14 ноября 2018 г.

Законопроект о госрегулировании тарифов раскритикован рабочей группой по проблемам тарифного регулирования
14 ноября 2018 г.

ОАО «РЖД» нарушило Правила технологического присоединения к электросетям
13 ноября 2018 г.

Кассация подтвердила штраф для Ленэнерго за нарушение Правил техприсоединения
13 ноября 2018 г.

все новости
 Самое читаемое

- Об антимонопольных киберпреступлениях, доступе к тайнам и цифровом спецподразделении
134
- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
15559
- Стратегические инициативы
113
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
12669
- XIV деловой форум «Юридический форум России». Сессия «Антимонопольное регулирование 2018»
3828
- Минэнерго России и ФАС России поручено заключить с нефтяниками соглашения о ценах на топливо
68
 Обзоры

 Анонcы

III ежегодная конференция Право.ru «Комплаенс – 2018: тенденции и лучшие практики»
28 ноября 2018 г. Право.ru проведет III ежегодную конференцию «Комплаенс – 2018: тенденции и лучшие практики», на которой будет обсуждаться внедрение комплаенс на законодательном уровне, последние тенденции антимонопольного комплаенса, управление санкционными рисками и лучшие практики в этой сфере.
Полный текст
Седьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»
4 декабря 2018 г. в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоится седьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  ФАС идет по цифровому следу
ФАС идет по цифровому следу


Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 3, 2018 г.


В практике все чаще встречаются случаи, когда антиконкурентные соглашения на торгах заключаются и реализуются с использованием аукционных роботов. И недобросовестные участники закупок разрабатывают все более изощренные схемы нарушения антимонопольных запретов и способы замести электронные следы неконкурентного поведения. В свою очередь регулятор учится находить, фиксировать такие следы и доказывать роботизированные сговоры. Примеры успешной борьбы уже есть.


В 2017 г. УФАС по Мурманской области рассмотрело дело по аукционным роботам. В результате антимонопольный орган оштрафовал ООО «Орко-инвест» и ООО «Управляющая компания „Центр по обращению с отходами“» за заключение устного антиконкурентного соглашения при проведении 25 электронных торгов по сбору и вывозу твердых бытовых отходов 1.

 

Для информации

Президиум ФАС России признал дело Мурманского УФАС России одним из лучших в практике выявления сговоров на торгах за 2017 г. Новые подходы будут распространены на все территориальные антимонопольные органы.

Аукционный робот

Это опционный функционал (специальный программный модуль) личного кабинета участников аукциона на электронной площадке. Он позволяет на основании электронного документа-поручения с настройками аукционного робота, заполненного и подписанного ЭЦП участника, автоматически подавать ценовые предложения на торгах до заданного предела. В целом его использование легально, но участие в торгах посредством аукционного робота, направленное на повышение, снижение или поддержание цен в результате сговора, недопустимо.


Фактически компании только создавали видимость конкурентной борьбы друг с другом, поскольку снижение цены поочередным шагом составляло лишь 0,5%. Нарушители максимально, более чем на 50%, снижали начальные (максимальные) цены контрактов, если в торгах участвовали другие хозсубъекты. И наоборот, в аукционах, где участвовали только они сами, вели себя нехарактерно пассивно: сделав по одной ставке 0,5 и 1%, отказывались от дальнейшей борьбы и заключали контракты по наиболее выгодной для себя цене.

27 апреля 2018 г. Комиссия ФАС России вынесла решение по еще одному делу о нарушении порядка проведения торгов посредством использования специального программного обеспечения. ООО «ВАЛИРИЯ» и ООО «Эгамед» были признаны нарушившими запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения 2.

Компании участвовали в закупках на поставку расходных медицинских материалов для нужд учреждений государственной системы здравоохранения. При помощи роботов они поддерживали цены в 14 аукционах на общую сумму более 195 млн руб.

Примечательно, что совокупность только косвенных признаков позволила антимонопольному органу обнаружить наличие незаконных соглашений. Компании использовали единую инфраструктуру, ставки делались с одинаковых IP-адресов. Нарушители придерживались единой устойчивой модели поведения: они отказывались от конкурентной борьбы на торгах, совместно подготавливали заявки на участие. Об этом свидетельствовали схожесть представленной документации и совпадение свойств файлов.

Интересно, что в обоих случаях руководящие должности в обществах занимали одни и те же люди.

Активное использование компаниями цифровых технологий и необходимость антимонопольного органа реагировать на новые тенденции рынка предопределили внесение изменений в федеральные законы от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 3. Принятыми поправками, которые станут обязательными с 1 января 2019 г., установлены новые требования к проведению закупок: все торги будут теперь проводиться в электронной форме.

Можно предположить, что в результате этих нововведений не только усилятся отрицательные последствия недобросовестных действий участников в силу масштабности электронных торгов, но и одновременно возникнут новые компьютеризированные методы нарушения антимонопольного законодательства. И тогда антимонопольной службе придется разрабатывать новые методы раскрытия и доказывания преступных роботизированных сговоров.

И все же, как показывает практика, в арсенале ФАС России уже есть эффективные механизмы реагирования на подобные правонарушения, и регулятор научился отслеживать цифровые следы, которые становятся дополнительными доказательствами картельного сговора.

Приведет ли цифровизация к усилению угрозы для конкуренции, или же готовность регулятора противостоять новым неправомерным методам поведения на электронных площадках заставит участников торгов воздерживаться от нарушений? Мы будем следить за развитием правоприменительной практики и надеемся, что грядущие изменения законодательства снизят число нарушений в этой сфере.


 Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»


1 Мурманское УФАС поддержали суды — см.: решения АС Мурманской области от 13.01.2017 и 13-го ААС от 02.05.2017 по делу № А42-6006/2016.

2 Решение Комиссии ФАС России от 27.04.2018 по делу № 1-11-166/00-22-17.

3 Федеральные законы от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» и № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

 


18 июня 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







Вход для пользователей
Зарегистрироваться

 

№ 4, 2018 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



Уважаемый посетитель!
Приглашаем Вас принять участие в опросе.

Принять участие в опросе