Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Законопроект об увеличении срока планирования закупок у малого и среднего бизнеса принят в первом чтении
17 июля 2019 г.

Апелляция поддержала решение ФАС России о рекламе «Фонбет»
17 июля 2019 г.

ЕЭК впервые применила процедуру предварительного урегулирования спора в деле по признакам недобросовестной конкуренции
17 июля 2019 г.

В Москве обнаружен сговор на торгах по поставке моющих средств
17 июля 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17444
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12734
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11608
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17576
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15050
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Что такое антимонопольный комплаенс?
Что такое антимонопольный комплаенс?


Какие основные элементы и этапы построения должна включать в себя качественная комплаенс-система? Есть ли национальные особенности и в чем они заключаются? Должен ли использоваться более гибкий подход  к применению административной ответственности в отношении компаний, в которых внедрена антимонопольная  комплаенс-система? Эти вопросы журнал «Конкуренция и право» адресовал участникам опроса.




Светлана Гербель,

вице-президент, директор по правовым вопросам ООО «Сименс» в России

Антимонопольный комплаенс – это система внутрикорпоративных процессов и механизмов, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства. 

 

 


Ольга Белова,

руководитель антимонопольной практики ЗАО «Комплексные энергетические системы»

 

Антимонопольный комплаенс, или система корпоративных мер по предупреждению возникновения антимонопольных рисков, – та реальность, к которой в скором времени придут многие крупные российские компании. Уже сейчас в условиях высокой материальности санкций за нарушения законодательства о защите конкуренции и тенденции к расширению полномочий антимонопольного органа нельзя переоценить роль этого направления и возможность с его помощью сделать антимонопольные риски более предсказуемыми и контролируемыми.

Особую актуальность этой теме придает готовность ФАС России разработать стимулирующие к внедрению систем комплаенса нормы в развитие общего принципа невозможности привлечения к административной ответственности в отсутствие вины.

С точки зрения техники разработки и внедрения антимонопольного комплаенса, пожалуй, лучшим руководством является Antitrust Compliance Toolkit, подготовленное Международной торговой палатой. Не исключаю, что многим российским компаниям оно покажется недостижимым идеалом, но здесь скорее вопрос правильной адаптации к условиям их деятельности и внутренним организационным процессам, что, разумеется, не всегда просто и быстро.

Следует назвать ключевые этапы выстраивания антимонопольного комплаенса.

Диагностирование и определение проблем с целью проведения антимонопольного аудита текущей деятельности компании и выявления зон риска. На данном этапе необходимо: определить рынки, где компания занимает доминирующее положение; выявить направления деятельности, при осуществлении которых должны соблюдаться требования антимонопольного законодательства; провести проверку договоров, внутренних политик на предмет соответствия требованиям закона; провести категоризацию антимонопольных дел, которые рассматривались или рассматриваются в отношении бизнеса, по основанию их возникновения. Результат – подготовка так называемой карты рисков и их источников как базы для выстраивания системы предупреждения.

Разработка необходимого свода правил, регламентирующего поведение компании и ее сотрудников на рынке. К числу таких документов можно отнести внутреннюю антимонопольную политику (по сути, понятное и более полное переложение карты рисков на общий текстовой формат с указанием последствий); стандартные позиции для защиты по однотипным делам (что полезно в случае широкой географии бизнеса); инструкцию по сопровождению антимонопольных проверок. На данном этапе также вносятся необходимые изменения в типовые формы договоров. 

Внедрение и контроль. Здесь следует отметить, что в вопросе внедрения комплаенса крайне важную роль играет фактическое поведение сотрудников. Поэтому после подготовки основного свода правил необходимо научить сотрудников их соблюдать – в этом помогут тренинги и семинары.

Безусловно, наличие комплаенса не даст стопроцентной защиты от антимонопольных преследований и рисков, что объясняется как динамичным развитием антимонопольного законодательства, так и зачастую неоднозначностью норм закона. Однако такая система позволит настроить деятельность компании, ее производственный процесс на обязательность соблюдения антимонопольных запретов, а также поможет более взвешенно и осмотрительно принимать те или иные бизнес-решения. 

 

 

Алексей Большаков,

руководитель юридического департамента ООО «БАСФ»

 

Антимонопольный комплаенс – это система мер, позволяющих предотвратить нарушения антимонопольного законодательства сотрудниками компании.

Не секрет, что антимонопольные ограничения часто воспринимаются бизнесом как ненужные препятствия. Риски такого подхода очевидны и очень велики. Поэтому организации, если она достигает определенного размера и положения на рынке, необходимо строго следовать антимонопольным нормам.

Очень важно убедиться, что работники компании осознают: увеличение продаж и борьба с конкурентами требуют соблюдения определенных правил. Сейчас принято разделять комплаенс-политику на компоненты, но также бесспорно, что антимонопольные аспекты – неотъемлемая часть общей политики компании по соблюдению законодательства. Нужно комплексно развивать культуру уважения к закону, и таким образом можно добиться существенного сокращения публично-правовых рисков.

Качественно осуществляемая программа соответствия законодательству не только повышает осведомленность работников и руководства о возможной ответственности, но и помогает понять, что следование закону представляет собой инструмент развития бизнеса. Иными словами, цель комплаенса, в том числе антимонопольного, не «схватить за руку», а добиться блокировки незаконных решений самими сотрудниками по их собственной инициативе.

Кроме того, действенная программа комплаенса поможет персонифицировать ответственность: перенести ее там, где это возможно по закону, с компании или «дежурного виноватого» (директора) на конкретного менеджера, который знал о запретах и последствиях, но сознательно рисковал ради личных достижений. Еще один важный фактор – внешний. Много обсуждается проблема особого подхода во время антимонопольных проверок к компаниям, у которых функционирует комплаенс. В частности, предлагается нормативно закрепить, что наличие антимонопольной комплаенс-программы должно быть обстоятельством, смягчающим ответственность.

Считаю это очень хорошей инициативой. Она продолжает линию ФАС России по гармонизации государственного регулирования и развитию экономики.

Если это положение будет реализовано, важно избежать излишней формализации. Так, уже сейчас при взаимодействии с контролирующими органами никто не мешает показывать, что в компании эффективно действует антимонопольный комплаенс, и это обстоятельство может быть учтено и учитывается антимонопольной службой. При этом не хотелось бы прийти к излишней стандартизации мер антимонопольного комплаенса. Так как корпоративная культура в компаниях различна, программы комплаенса тоже должны быть индивидуализированы. И разумеется, говоря о смягчающей роли антимонопольного комплаенса, необходимо уделить внимание вопросу о максимально возможном переносе ответственности за антимонопольные нарушения с компании в целом или директора на конкретного сотрудника, умышленно допустившего проступок. На мой взгляд, это позволило бы повысить правосознание: каждый сотрудник будет заинтересован в том, чтобы действовать строго в рамках закона, не прикрывая свои решения ответственностью системы или руководителя. 


 

Азамат Абдульменов,

антитраст-менеджер ОАО «Уралкалий», LL.M.

 

Антимонопольный комплаенс – это система мер и процедур, направленных на предупреждение и минимизацию антимонопольных рисков. Сутью этого механизма я бы назвал выработку в компании культуры неприятия антимонопольных правонарушений.

Основными элементами антимонопольного комплаенса являются:

 

  • выявление и регулярная оценка антимонопольных рисков;
  • выработка и внедрение мер по их минимизации;
  • разработка и утверждение политики по соблюдению законодательства, а также иных внутренних актов, направленных на внедрение процедур, обеспечивающих соблюдение антимонопольных требований;
  • регулярные тренинги для персонала;
  • «тон сверху», т.е. поддержка руководством компании ценности антимонопольного комплаенса;
  • наличие антимонопольного комплаенс-офицера, основная функция которого состоит во внедрении и администрировании указанной системы.

 

Можно выделить три этапа построения комплаенса:

- осознание существенности антимонопольных рисков для деятельности компании и принятие руководством решения создать комплаенс-систему;

- внедрение элементов этого механизма (принятие антимонопольной политики, назначение комплаенс-офицера и т.д.);

- становление комплаенса как неотъемлемой части культуры компании.

Прохождение всех трех этапов может занять не один год.

О национальных особенностях антимонопольного комплаенса говорить пока рано: тенденция его распространения в России только зарождается.

Убежден, для того чтобы привить культуру соблюдения компаниями антимонопольного законодательства, необходима поддержка ФАС России в виде разработки рекомендаций по внедрению комплаенс-системы.

Необходимым компонентом стимулирования, безусловно, является снижение ответственности в случае нарушения антимонопольного законодательства теми компаниями, в которых действует комплаенс. Например, можно уменьшать для них размер штрафа на определенный процент.

Но к этому нужно подходить аккуратно. Нельзя допустить, чтобы комплаенс-системы внедрялись формально, с единственной целью уменьшить антимонопольную ответственность. Предотвратить это можно, определив обязательные составные части комплаенса, обеспечивающие реальное функционирование механизма.

В США одной из таких составных частей является подчинение комплаенс-офицера напрямую совету директоров компании и его регулярные отчеты об антимонопольных рисках и принимаемых мерах. Видимо, это считается показателем зрелости и реальности комплаенс-системы. Обязательными элементами также могут быть внутреннее положение о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников (вплоть до увольнения), допустивших нарушение политики компании по соблюдению антимонопольных требований, и наличие фактов такого привлечения.


 

Вячеслав Мартемьянов,

главный правовой эксперт ОАО «ЛУКОЙЛ», кандидат юридических наук

 

Антимонопольный комплаенс представляет собой систему мер организационно-управленческого характера, которые предпринимаются хозяйствующим субъектом для того, чтобы минимизировать риски нарушения антимонопольного законодательства. Основное в любой комплаенс-системе – довести до сведения работников организации (в форме обучения, тренингов, внесения соответствующих положений в должностные инструкции и т.п.) содержание законодательных норм и последствия их нарушения. Этот элемент является базовым в практике зарубежных организаций, а успешное функционирование антимонопольного комплаенса часто обеспечивается специализированными структурными подразделениями самих компаний либо привлеченными консультантами.

Особенность комплаенс-системы в России видится в стремлении организаций не столько обучить собственных сотрудников и регламентировать существующие бизнес-процессы, сколько выстроить механизмы взаимодействия с  антимонопольным органом, гарантирующие отсутствие претензий с его стороны (например, с помощью создания торговых практик).

Представляется, что стимулирование внедрения комплаенса в российских компаниях не входит в задачи антимонопольной службы. В существовании действенных мер по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства должен быть заинтересован топ-менеджмент самих организаций. При этом важно учитывать, что специфика ведения бизнеса в отдельных отраслях не позволяет говорить об эффективности разработки типовых модельных схем для широкого круга пользователей. Полагаем целесообразным не регламентировать жестко виды и формы комплаенса на законодательном уровне, а предоставить хозяйствующим субъектам свободу самим выбирать структуру комплаенс-системы и включать в нее наиболее важные для них элементы.

Считаем, что в отношении компаний, в которых внедрен антимонопольный комплаенс, могут быть использованы особые подходы в случае, если они все же допустили нарушение.

Если комплаенс предполагает систему внутренней саморегуляции компании, то факт нарушения антимонопольного законодательства означает одно из двух: либо существующий механизм оказался неэффективным и меры ответственности должны быть возложены на хозяйствующий субъект, надлежащим образом не обеспечивший его функционирование, либо произошел эксцесс исполнителя – ответственный работник, до сведения которого были доведены правила поведения в рамках осуществления его полномочий, допустил деяние, приведшее к такому нарушению.

В этом случае целесообразным будет продумать, как смягчить ответственность для хозяйствующего субъекта, если он, проанализировав причины случившегося, предпринял мероприятия по совершенствованию своей комплаенс-системы и самостоятельно применил к работнику меры ответственности дисциплинарного характера при установлении вины в его действиях.

 


30 сентября 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?