О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Тамбовское УФАС России проверит цены на керосин в аэропорту Тамбова
20 августа 2019 г.

Минфин России предлагает использовать механизм спецсчетов при торгах госимуществом
20 августа 2019 г.

ВС РФ разъяснил, когда ретейлер может взыскать с поставщика в качестве убытков полученный штраф
20 августа 2019 г.

Центр информационных технологий Росгвардии подвергся двум картельным атакам
20 августа 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17612
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12915
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 12381
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 18454
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15323
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст
Евразийский форум по картелям
16 сентября 2019 г. в Москве пройдет Евразийский форум по картелям. Организаторы мероприятия – информационно-просветительский ресурс LF Академия и НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» при поддержке ФАС России и Петербургского международного юридического форума.
Полный текст
XI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России»
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в XI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 25 октября 2019 г. в Москве и 27–28 октября 2019 г. в Брюсселе.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Без перехода права собственности. Кейс из...
Без перехода права собственности. Кейс из практики Татарстанского УФАС


Сергей Павлов,

заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан


Уже не первый раз предметом рассмотрения антимонопольной службы становятся нарушения в сфере торговли продовольственными товарами в местах лишения свободы. Как выяснил регулятор и подтвердили суды, создана антиконкурентная система организации продажи товаров для нужд подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.


Обстоятельства дела ФГУП «Калужское»

В октябре 2017 г. Татарстанское УФАС выявило признаки нарушения ФГУП «Калужское» ФСИН России (далее – ФГУП «Калужское») требований п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Антимонопольный орган установил, что ФГУП «Калужское» реализует в розницу продовольственные товары через 24 торговых объекта, расположенных на территории исправительных учреждений Республики Татарстан. Эта деятельность ведется посредством организованной унитарным предприятием торговой сети.

Согласно представленной в антимонопольный орган информации, ФГУП «Калужское» заключало и исполняло агентские договоры, которыми обязалось от своего имени, но за счет принципала совершить юридические и иные действия, направленные на продажу товара принципала, в том числе оказывать услуги розничной продажи товара третьим лицам. Как следует из спецификаций к договорам, предметом реализации выступали продтовары.


Позиция антимонопольного органа

По мнению Татарстанского УФАС, действия ФГУП «Калужское» нарушили требования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. Управление возбудило дело и создало комиссию по его рассмотрению.

Комиссия установила, что торговые объекты на основании договоров безвозмездного пользования объектами нежилого фонда, закрепленными на праве оперативного управления за учреждениями ФСИН России, были переданы предприятию в целях организации розничной торговли продуктами питания и предметами первой необходимости для нужд осужденных.

Фактически деятельность ФГУП «Калужское» заключается в осуществлении торговой деятельности посредством организации торговой сети в значении, придаваемом этому понятию п. 8 ст. Закона о торговле. Следовательно, на ФГУП распространяются положения этого Закона, в том числе ст. 13.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле запрещено заключение договора, по которому продукция передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на поставленный товар (договоры комиссии, поручения, агентский или смешанный договор). В нарушение этой нормы ФГУП «Калужское» заключило 10 агентских договоров. Предприятие не покупало товар напрямую у поставщика, а лишь выступало в качестве площадки, где этот товар продается, что противоречит действующему законодательству.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Татарстанского УФАС вынесла решение о признании ФГУП «Калужское» нарушившим требования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле путем заключения и исполнения агентских договоров, по которым продукция передается для реализации унитарному предприятию без перехода к нему права собственности на товар.

ФГУП «Калужское» выдано предписание об устранении нарушения. Предприятию предстоит прекратить реализацию схемы, когда товар по факту перепродается, а не покупается у поставщика для последующей продажи в магазинах, принадлежащих торговой сети. Также рассматривается вопрос о возбуждении административного производства, в результате которого на юридическое лицо компании может быть наложен штраф от 2 млн руб.

В настоящее время законность решения и предписания оспаривается в Арбитражном суде Республики Татарстан. Однако доводы антимонопольного органа ранее уже были подтверждены арбитражными судами по итогам рассмотрения дел № А72-14542/2015, А28-8418/2016.


Бэкграунд

Деятельность ФГУП «Калужское» по реализации товаров на территориях учреждений ФСИН России уже рассматривалась антимонопольной службой.

В начале 2017 г. Комиссия ФАС России признала, что действия ФСИН России, направленные на изменение системы организации продаж (реализации) продуктов питания, предметов первой необходимости, а также других промтоваров для нужд подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей на территориях исправительных учреждений в Москве, привели к ограничению конкуренции и нарушили ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Начиная с осени 2013 г. Федеральная служба исполнения наказаний направляла начальникам своих территориальных органов телеграммы и письма с требованиями заключить:

  • между подчиненными исправительными учреждениями и ФГУП «Калужское» договоры о передаче на основе безвозмездного пользования объектов нежилого фонда, закрепленных на праве оперативного управления за территориальными органами и ФГУПами ФСИН России;
  • между следственными изоляторами и названным унитарным предприятием соглашения о взаимодействии и осуществлять организацию торговой деятельности исключительно через это предприятие.

ФГУП «Калужское» стало единственным хозяйствующим субъектом, который распоряжениями ФСИН России был допущен к организации торговли и поставок в следственные изоляторы. В результате прекратились прямые договорные отношения с организациями, поставлявшими товары в СИЗО до того, как Федеральная служба исполнения наказаний направила телеграммы и письма.

Из действовавших ранее сайтов, через которые продавались (реализовывались) товары, был оставлен один – skladsizo.ru.

Сократилось количество поставщиков. И, как следствие, увеличились фактические расходы подозреваемых и обвиняемых (либо их родственников) на приобретение товаров, включенных в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение № 2 к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311). Причем увеличение расходов не было связано с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара.

Введение административного барьера помешало иным хозяйствующим субъектам, помимо ФГУП «Калужское», войти на рынки.

ФАС России приняла решение о наличии в действиях ФСИН России нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в создании антиконкурентной системы организации продаж (реализации) товаров для нужд лиц, содержащихся под стражей. Выводов о том, что только сам факт организации продаж через ФГУП «Калужское» является нарушением Закона о защите конкуренции, служба не делала.

Решение и предписание ФАС России о совершении действий, необходимых для устранения нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, были обжалованы в Арбитражный суд г. Москвы. Их законность подтверждена судами первой, апелляционной и кассационных инстанций.


07 августа 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 3, 2019 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?